Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Отдельные из указанных вопросов рассмотрены в настоящей монографии.
Монография может быть полезна для руководителей системы образования, преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, сотрудников детско-юношеских культурно-досуговых организаций, студентов высших педагогических учебных заведений.
Предлагаем Вам ознакомиться с предисловием и содержанием монографии:
Предисловие
Система образования органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде оформилось во время правления Петра I. Однако только к концу XIX – началу ХХ века были сформулированы цели разных уровней образования. Проведенный Т.Ю. Ломакиной анализ развития профессионального образования до наших дней подтвердил, что до 1990-х гг. ХХ столетия существовала жесткая система профессионального образования, отвечающая социально-экономическому развитию общества и его экономике и практически исключающая инициативу и творчество учащихся и обучающих их педагогов в изменении как содержания образования, так и в организационных формах обучения и типологии образовательных учреждений.
Созданная на протяжении многих десятилетий единая государственная система профессионального образования позволила нашей стране не только совершить культурную революцию, но и достигнуть высокого и общепринятого в мире уровня профессиональной подготовки. При этом многие годы профессиональное образование было сориентировано на производство, а не на удовлетворение запросов и интересов отдельной личности. С появлением понятия непрерывного образования, как образования через всю жизнь, в центр новой парадигмы образования поставлена личность с ее интересами и возможностями.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:
- предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;
- учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;
- способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
Это послужило толчком в развитии профессионального образования: В представленной монографии рассмотрен достаточно широкий спектр вопросов, отражающих перспективные направления совершенствования системы профессионального образования в России.
В первой главе рассматривается специфика истории педагогики как комплекса научных знаний о становлении и развитии педагогических идей, образовательной практики, раскрываются методологические основы историко-педагогических исследований, аксиологический, системный и деятельностный подходы к воспитанию, образованию и обучению, обосновывается мысль о том, что исследования в сфере истории педагогики выполняют конструктивно-познавательные и воспитательные функции, что наиболее полно отражается в истории педагогики как учебном предмете.
Во второй главе монографии исследованы перспективы модернизации высшего образования в России. В настоящее время «глобализационные процессы» с разной степенью интенсивности охватили уже большинство стран мира и практически все сферы жизнедеятельности мирового сообщества, в том числе, экономико-финансовую, политико-правовую, социокультурную, идеологическую, геополитическую, военную, экологическую, технологическую, образовательную, религиозную и др. Одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне.
В условиях, обусловленных нарастанием спроса на образовательные услуги и расширением спектра слоев общества, желающих получить высококачественное образование, образовательные учреждения вынуждены кардинально пересматривать свои подходы в области предоставления образовательных услуг. Болонский процесс выступает как одна из форм глобализации, предполагающий конвергенцию образовательных планов и программ и введение необходимых институциональных преобразований, построение четкой структуры степеней образования, преподавание на основных мировых языках, развитие информационно-коммуникационных связей и служб приема иностранных студентов, снятие запретов на ми¬грацию и изменение законодательной базы, регулирующей рынки труда. Социально-экономические изменения в обществе в конце 1990-х – начале ХХ в. вызвали необходимость реформирования отечественного образования, одним из приоритетных направлений которого явилось обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста в высшей школе.
Отдельного внимания заслуживают перспективы развития системы дополнительного профессионального образования (глава 3). Рассмотрена структура компетенций. Охарактеризован механизм развития и совершенствования компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Предложено понятие «компетентность в гражданском образовании», позволяющее охарактеризовать одно из современных направлений в процессе обучения и приращения компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования.
Традиционная ориентированность российского образования на идеал была утрачена в 90-е годы прошлого века, характеризующиеся как кризис системы общественных идеалов. Современная образовательная стратегия, предполагающая образование человека в течение всей жизни, требует формирования мотивации самообразовательной деятельности обучающихся. В качестве действенного мотива традиционно выступает идеал, что обусловливает возврат идеалоориентированности в отечественное образование. Авторское осмысление принципов инеалоориентированности образовательного процесса представлено в четвертой главе монографии.
Заключительная глава монографии посвящена исследованию понятия, составляющих, личностных и поликультурных детерминант профессионального здоровья учителя, как внутреннего фактора совершенствования образовательного процесса. Представлен анализ понятия «здоровье» в историческом аспекте и с точки зрения различных наук и направлений психологии, определены особенности педагогической деятельности, что позволило сформулировать авторское определение профессионального здоровья учителя. Также определена структура данного феномена и описаны личностные и поликультурные детерминанты. Особое внимание уделено рассмотрению такой значимой социальной детерминанты как поликультурные условия среды.
Представленная работа во многом является уникальной как по составу авторского коллектива (представители различных научных школ из ведущих университетов России), так и по мноргоаспектности охвата и глубине рассматриваемых проблем.
Монография подготовлена авторским коллективом в следующем составе:
Арасланова А.А., Филиал Братского государственного университета (г. Усть-Илимск), доцент кафедры Общенаучных дисциплин, кандидат педагогических наук – глава 2.
Голикова С.Н., Институт развития образования Омской области (г. Омск), декан факультета Профессиональной переподготовки – глава 3 (в соавторстве).
Печеркина А.А., Уральский государственный педагогический уни¬верситет (г. Екатеринбург), доцент кафедры Акмеологии и психологии управления, кандидат психологических наук, доцент – глава 5 (в соавторстве).
Самойлова Е.В., Институт развития образования Омской области (г. Омск), доцент кафедры Гуманитарного образования, кандидат исторических наук– глава 3 (в соавторстве).
Синякова М.Г., Уральский государственный педагогический уни¬верситет (г. Екатеринбург), декан факультета Менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров, профессор кафедры Теории и практики управления организации, кандидат педагогических наук, доцент– глава 5 (в соавторстве).
Федотова И.Б., Пятигорский государственный лингвистический университет (г. Пятигорск), координатор воспитательной работы Высшей школы словесности, европейских и восточных языков, доцент кафедры Русского языка, кандидат педагогических наук –глава 1.
Фролова С.Л., Институт сервиса (филиал) Российского государственного университета туризма и сервиса (г. Москва), главный специалист Учебно-методического отдела, доцент кафедры «Иностранные языки и речевая коммуникация», кандидат педагогических наук – глава 4.
Чернов С.С., Новосибирский государственный технический университет (г. Новосибирск), заведующий кафедрой Систем управления и экономики энергетики, руководитель «Центра развития научного сотрудничества», кандидат экономических наук, доцент – предисловие, общая редакция.
Центр развития научного сотрудничества выражает признательность всем исследователям, принявшим участие в написании книги.
Содержание
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа развития истории педагогики
1.1. История педагогики как отрасль научного знания
1.2. Методологические основы историко-педагогических исследований
1.3. История педагогики как учебный предмет
Глава 2. Модернизация высшего образования в России: состояние и перспективы
2.1. Формирование и функционирование мирового образовательного пространства в условиях перехода к информационному обществу: теоретико-методологические основы
2.1.1. Глобализационные процессы: дискуссионные вопросы
2.1.2. Глобализация образования: проблемные аспекты
2.1.3. Болонский процесс как форма глобализации европейского образовательного пространства
2.2. Процесс реформирования высшей школы Российской Федерации в 1990-е гг.: критический анализ
2.3. Структурно-содержательные особенности процесса модернизации высшего образования в России в начале XXI в.
Глава 3. Компетентность педагога в условиях инновационного развития образования: поиски решения проблем (размышления о гуманитаризации профессиональной подготовки)
3.1. Компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования
3.2. Гражданская идентичность педагога как база формирования компетентности в гражданском образовании
3.3. Компетентность педагога в гражданском образовании как главное условие его эффективности
Глава 4. Современное осмысление идеалоориентированности образовательного процесса
4.1. Традиции идеалоориентированного образования в России
4.2. Поиски идеала современного образованного человека
4.3. Профессиональный идеал как стратегическая цель профессионального образования
Глава 5. Профессиональное здоровье учителя: понятие, составляющие, личностные и поликультурные детерминанты
5.1. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования
5.2. Здоровье в контексте направлений современной психологии
5.3. Здоровье в контексте профессиональной деятельности: структура и детерминанты
5.4. Поликультурная среда как ключевая детерминанта профессионального здоровья учителя
Читать далее